Пирамида воспитания ребёнка

Бычковская Алеся Сергеевна, педагог-психолог ГБОУ лицей № 408,
советник по воспитанию, методист ГБУ ИМЦ Пушкинского района

1 слайд

Здравствуйте, уважаемые коллеги и родители!

Мое выступление сегодня посвящено очень важной теме – теме выстраивания здоровой психики ребенка на разных возрастных этапах. На что нужно обращать особое внимание, на что ориентироваться, что главное, а что вторичное в воспитании?

Я буду освещать два возрастных периода – дошкольный возраст и школьный возраст.

2 слайд

Итак, дошкольный возраст.

На слайде мы видим небольшую пирамиду. Ее фундаментом является семья. В какой бы возраст мы бы не переходили – фундамент всегда один!

Действительно, на данный момент не существует альтернативного социального института, который мог бы полностью заменить семью, а, следовательно, в полном объеме взять на себя все ее функции, к которым относятся: социализация, первичный социальный контроль, эмоционально-психологическая, защитная и другие функции.

Родители для ребенка являются главным образцом, а сам несовершеннолетний, в свою очередь, «впитывает» буквально все, что наблюдает и замечает у родителей. Это касается, прежде всего, социальных норм, морально-нравственных ценностей, традиций, культуры своего народа и общества. Кроме того, дети часто сравнивают себя со взрослыми, копируют их модели поведения, привычки, жестикуляцию, походку, манеру говорить.

На уровне семьи мы можем говорить о таких моментах, как:

  1. Стиль воспитания.
  2. Направленность воспитания.
  3. Материальная обеспеченность семьи.

Стили воспитания:

  • авторитарный
  • либеральный
  • гуманистический
  • демократический
  • инфернальный
  • плюралистический
  • прагматический
  • творческий

Типы родительства:

  • строгий
  • объяснительный
  • автономный
  • компромиссный
  • содействующий
  • сочувствующий
  • потакающий
  • ситуативный
  • зависимый

Здесь очень важно обратить внимание на то, то стиль воспитания и направленность у супругов должна быть одинаковая.

Самое главное, что дает нам семья – это ЧУВСТВО БЕЗОПАСНОСТИ + ЛЮБВИ + НУЖНОСТИ. В семье закладывается самооценка ребенка.

Следующий уровень, который накладывается на семейное воспитание – это воспитание в ДОУ: детский сад располагает большими возможностями для всестороннего воспитания детей. Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, этического, умственного, физического, художественного развития детей, подготовка ребенка к школе.

Здесь у нас появляется новый носитель воспитательной функции – воспитатель детского сада.

Очень важно понимать, кто взаимодействует с вашим ребенком в детском саду, какие ценности транслирует и т.д.

Если воспитатель завоевал авторитет у ребенка, то ребенок будет очень активно впитывать все, что делает и говорит воспитатель.

Второй важный момент – ДОУ воспитывают не только детей, но и просвещают родителей. Вы можете узнать очень много о своем ребенке, ибо в детском коллективе он совсем другой.

Также во встречи с родителями в детском саду обязательно включены показательные выступления детей; фрагменты занятий, во время которых воспитатель, специалисты дошкольных учреждений доносят до родителей необходимую информацию, предлагаются упражнения, задания, идеи и игры для дома. Родители приглашаются на консультации, стимулируется желание обращаться за советами, поделиться собственным опытом.

Самое важное, что должны дать ДОУ – воспитать ЧУВСТВО КОЛЛЕКТИВИЗМА, желание и возможность проявлять инициативу и активность.

Самый верхний уровень – это дополнительное образование: практикоориентированность, приближённость к жизни, профессиональные приоритеты, «поле комфорта», не оценка – а результат, личная мотивация, личностный смысл, общность, содружество, сотворчество «единомышленников».

3 слайд

ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

1 уровень «семья»: при переходе в школьный возраст – фундамент в виде семьи сохраняется!

2 уровень «школа»:

  1. Включение важной фигуры для воспитания ребенка – классный руководитель (+ учителя-предметники). Главенствующая роль авторитета педагога в усвоении воспитательных моментов. С классным руководителем всегда нужно быть на связи (очень часто классный руководитель может знать гораздо больше о ребенке, чем родитель).
  2. Роль детских общественных организаций (воспитание по разным направлениям), еще новые фигуры – советник директора по воспитанию, председатель Движения Первых. Данные фигуры – главные источники воспитания в современной школе.
  3. Роль среды (школьный коллектив), особое влияние в подростковом возрасте.

Плотное взаимодействие школы и семьи – стремление к единому направлению воспитания! (родительские клубы, советы и т.д.)

3 уровень «дополнительные кружки».

4 слайд

В современном мире, к сожалению, очень часто пирамида нарушается, разрушается и т.д. Мы не живем в идеальном мире. В нашем мире часто роли путаются, смещаются на других людей.

И даже будучи родителями, по своей природе  мы не всегда можем выполнять роль родителя и взрослого, часто утопая в работе и своих нерешенных проблемах.

Самые распространённые негативные тенденции в современных семьях

  1. Сокращение времени на общение (все заняты работой, карьерой, а еще гаджетами, социальными сетями и т.д.).
  2. Большое количество неполных семей, а также разводов.

И если изначально у ребенка нет крепкого фундамента в виде семьи, то пирамида воспитания становится более шаткой, воспитательную функцию сначала подхватывают ДОУ, а затем в большей мере педагоги школы.

Государство четко отслеживает все эти тенденции, происходящие внутри семьи и, чтобы сбалансировать кризис института семьи, государство увеличивает и расширяет  в ОУ воспитательное поле! Добавляет все больше и больше воспитательных элементов в образование.

5 слайд

Как же сохранить баланс в развитии ребёнка при всех современных проблемах?

  1. Доверять своим педагогам.
  2. Активно взаимодействовать с социальными институтами (ДОУ, ОУ), быть вовлеченным в жизнь своего ребенка.
  3. А самое главное – смотреть в одном направлении!