Духовно-нравственные основы семейного воспитания как ключевой фактор формирования личности

Касаткина Наталья Валерьевна, старший преподаватель кафедры
общественно-научного и культурологического образования СПб АППО,
региональный методист, председатель ГМО методистов и учителей ОРКСЭ,
ОДНКНР СПб, методист ГБУ ИМЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга,
педагог-психолог высшей квалификационной категории
ГБУ ЦППМСПП Пушкинского района

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: семья и школа, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем.

Старец Паисий Святогорец говорил: «Единственная ценность жизни -это семья! Как только погибнет семья, погибнет мир. Когда разрушится семья, будет разрушено всё: и духовенство, и монашество».

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе совместной деятельности и общения. В результате этого развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи – ЭТО источник и важный механизм развития ребёнка.

Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Происходящие политические и социально-экономические перемены оказывают серьезное влияние на все стороны современного состояния общества, влекут за собой изменение нравственных ориентиров, идеалов и общественного сознания, что, в свою очередь, требует реформирования в области образования. Наши дети должны не только получать знания, но и обладать определенным набором личностных качеств, которые позволят занять им достойное место в современном мире. Не может быть полноценного образования без воспитания личности.

Один из известных педагогов говорил: «Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Довольно часто в современной школе мы наблюдаем такую картину: измученные контрольными срезами, мониторингами, экзаменами ученики, вечно занятые и куда-то спешащие родители, встревоженные учителя. Нередко школа берет на себя ответственность не только за обучение. И учитель, приспосабливаясь к критериям оценки его деятельности, понимает, что основной способ осуществления поставленной перед ним задачи – даешь высокий балл! Даёшь высокое качество знаний! Даёшь высокий результат ЕГЭ! – это труд, труд, труд.

Но давайте вспомним народную притчу. «Человек, впрягшись в плуг весной, вспахивает борозду за бороздой. Пот заливает его лицо, а он, тяжело дыша, повторяет: «Пахать, надо пахать!»… А пришел осенью на поле – пустое оно, нет урожая. Оказывается, кроме того, что надо ПАХАТЬ, надобно ещё и СЕЯТЬ». Сеять разумное, доброе, вечное. Об этом гласит и Закон «Об образовании»: «Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания. И самая основная проблема современной школы – воспитание школьников и партнёрские отношения семьи и школы.

Семья и школа – это две ведущие педагогические системы, во взаимодействии которых определяется и вектор личностного развития ребенка, и морально-нравственного состояния всего общества. Поэтому сегодня особенно важен их союз, заключающийся во взаимопонимании, взаимодополнении, сотворчестве школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Семья и школа призваны быть союзниками, а не конкурентами. А как выходит на самом деле? Между современной школой и семьей много противоречий, связанных с несовпадением взаимных ожиданий и в вопросах образования, и в вопросах воспитания. Как правило, родители не удовлетворены качеством образования, учителя недовольны низким уровнем педагогической культуры семьи. Педагоги сетуют на потребительское отношение семей к школе, родители – на предвзятое отношение к их детям. Это недовольство приводит к педагогическому противостоянию семьи и школы, от которого страдает ребенок и его развитие.

Вот и получается: жизнь – большая полноводная река. На одном берегу – школа, на другом – семья. А посередине, в лодке, – наши дети. И плывут они по жизни, гребя изо всех сил, а многие – просто опустив весла, каждый своим курсом, в зависимости от того, что им повезло или не повезло получить от семьи и школы. Это в природе – гора с горой не сходится. Но мы люди. Мы должны найти компромиссное решение этих проблем, чтобы будущее наших детей, а значит, и страны, было светлым и прекрасным. Школа должна заниматься не перевоспитанием, а максимально использовать то, что в ребёнке заложено природой и семьёй, сохраняя при этом индивидуальность, развивая творческое начало. А семья должна смотреть на школу как на помощницу в деле воспитания.

Правильные взаимоотношения семьи и школы необходимы, ибо взаимный дух СО-ТРУДНИЧЕСТВА, СО-ТВОРЧЕСТВА, СО-ВМЕСТНОГО поиска хороших для детей решений принесёт пользу всему обществу. Нет на свете неспособных детей. Есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребенок – ЛИЧНОСТЬ.

Семья и школа – это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. А связующей ниточкой в этом союзе является психологическая составляющая. Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития. Люди нуждаются в помощи, в поддержке, чтобы справляться с современным прогрессом, с самим собой, налаживать отношения с обществом. Все провозглашаемые в настоящее время нравственные ценности: толерантность, гуманизм, демократизм, сотрудничество, диалогичность и прочее, – основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей.

Социальное партнерство семьи и школы выстраивается на качественных изменениях психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, обеспечиваемых учетом образовательных потребностей и социальных особенностей характерных групп родителей.

Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка – школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию. Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. Одной из причин неэффективного взаимодействия является низкая педагогическая и психологическая культура родителей, неумение налаживать правильное отношение со своими детьми.

Не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, родители порой осуществляют воспитание интуитивно. Часто они еще до рождения ребенка представляют, каким он должен быть, и изо всех сил стремятся переделать его, подогнать под свой идеал. Вместо того чтобы внимательно изучить, какими качествами наделен ребенок от природы, развить эти качества, дать ребенку почувствовать радость узнавания себя и мира, они упорно деформируют его характер…

Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребенок и вдруг курит, грубит, хлопает дверью. Сухомлинский писал, что такие родители похожи на садовника, который, не зная, что за семя бросил в землю, через несколько лет пришел и очень удивился, что вместо розы вырос чертополох. «И еще смешнее, – добавляет В. Сухомлинский, – было бы видеть манипуляции садовника, если бы он начал подкрашивать, расписывать цветок чертополоха, пытаясь сделать из него цветок розы… Моральное лицо подростка зависит от того, как воспитывался человек в годы детства, что заложено в его душу от рождения до 10-11 лет. И чтобы понять, что и как закладывать в душу ребенка, нужно знать законы его развития, его свойства и особенности».

Образование должно быть конкурентоспособным в плане приобщения, учащихся к культуре становления их человеческого достоинства, нравственной и гражданской личностной направленности.

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить свою жизнь, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценными гражданами своей страны, готовых учиться, работать на ее благо. Не вступая в полемику о том, кто главнее и важнее в воспитательном процессе, можно сказать, что лишь объединив свои усилия, семья, школа и общество смогут достичь больших результатов в образовательном и воспитательном процессе подрастающего поколения во благо будущего нашей страны.

У учителей и родителей отношение к одному и тому же ребёнку, видение ситуации, связанной с какой-то проблемой, разное. В этом нет ничего особенного, за исключением одного важного момента: неумение или нежелание взрослых прийти к общему решению может заставить ребёнка страдать, а учителя и родителя сделать не помощниками ребёнку, а противниками друг другу. Обида, а порой, и взаимная ненависть взрослых сказываются не только на их собственном настроении, но и, в конечном счёте, на отношении ребёнка к школе. И здесь очень правильно эффективно выстроить взаимодействие и добиться взаимопонимания.

Любую задачу можно решить разными путями, и, в конечном итоге, найти свой путь, а, возможно, найти свой алгоритм решения задачи и при этом не потерять уважения к себе и сохранить уважение к другому.

Уверена, что любой педагог и родитель – это знает! Но ошибки повторяются.

Что делать?

Взаимодействие родителей с учителем и учителя с родителем – задачка со многими неизвестными.

Учителя и родители обречены на взаимодействие.

Но всё чаще взаимодействие не складывается. На вопрос “почему?” ответить и просто, и сложно.

Предлагаю вам 10 принципов эффективного общения, которые помогут выстраивать взаимодействие учителя с родителями и родителей с учителями:

  • Уметь настроиться на эффективное общение.
  • Уметь говорить.
  • Уметь слушать и слышать.
  • Уметь спрашивать, задавать вопросы и отвечать на них.
  • Уметь понимать, анализировать и контролировать свои невербальные коды общения.
  • Уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения.
  • Уметь решать проблемы в ходе общения, не создавая новые.
  • Уметь отстаивать свою точку зрения, возражать и говорить “нет”.
  • Уметь признавать свои ошибки и извиняться.
  • Уметь показывать своё расположение и благодарить.

Конечно, в каждом отдельном случае могут быть свои вариации, связанные и с личностными особенностями педагога, и со спецификой предмета, но основные условия эффективного взаимодействия родителей с педагогом одинаковы:

  • Предварительная договорённость о встрече.
  • Позитивная установка.
  • Чёткое формулирование позиции, мнения.
  • Выбор наиболее значимых аргументов (при необходимости аргументация специалистов).
  • Использование позитивной тактики общения при беседе, убеждения (спокойный, доброжелательный тон).
  • Визуальный контакт.
  • Располагающие (позитивные) невербальные сигналы (мимика, жесты, поза).
  • Повторение главной мысли и аргументов: внимательное выслушивание противоположной позиции.
  • Исключение обвинений, указаний на ошибки, некомпетентность и т.д.
  • Предложения совместного решения проблемы.
  • Благодарность за внимание и понимание.

Вы можете использовать основные принципы эффективного общения, варьируя их сочетание, форму, тактику.

По сути, мы все с вами делаем одно: воспитывая и обучая сегодня, мы создаём завтра, ибо сегодняшние дети – завтрашние взрослые – личность, а значит, и лицо страны.

Русский философ, педагог-новатор Николай Федоров напоминает нам из XIX века: «Дети – не только наше будущее, дети – наше настоящее, которое не может ждать». И он прав, будущее, как известно, закладывается в настоящем. Заботливые дети – это достойная старость родителей, грамотные специалисты – это процветающее общество, настоящие граждане страны – это стабильность и безопасность государства и мира в целом.