МЕТРО–21

Методический Ресурс Обновления

Современная российская система образования, постоянно обновляясь, стремится соответствовать быстро меняющимся реалиям нашей жизни. Работая над Программой развития районной образовательной системы Пушкинского района на период до 2024 г., которая  опирается на принципы государственной, региональной и районной политики в сфере образования и соотносится с приоритетами и стратегическими задачами государственных документов международного, федерального, регионального и районного уровней, мы планировали создание гибких методических образовательных моделей, способных отвечать запросам современного учителя, реализующего образовательные программы в Пушкинском районе, имеющем свою специфику. Программа развития основана на принципах проектного управления и является основанием для укрепления сетевого взаимодействия, интеграции представителей каждой образовательной организации района в профессиональные сообщества (объединения, кластеры) системы образования по приоритетам развития образования.

Одна из главных задач программы — создание механизмов реализации профессионального стандарта педагога, включающих:

  • разработку и внедрение сетевых, дистанционных моделей повышения квалификации педагогических кадров, инновационных форм работы с педагогами;
  • разработку новых сервисов, обеспечивающих личностное и профессиональное, а главное, адресное развитие педагогов;
  • поддержку института наставничества во всех образовательных организациях.

Принцип проектного управления, на котором основана как Программа развития районной образовательной системы, так и программа развития ГБУ ИМЦ Пушкинского района, учитывает особенности районной образовательной системы, влияющие на организацию образовательного процесса и методического сопровождения:

  • Изменение социальной структуры нового жилого района «Славянка» (Шушары): в Царское Село приехали жители различных регионов РФ, в их число входят около 23% педагогов, работающих теперь в Пушкинском районе.
  • Ежегодное увеличение численности проживающих на территории района в среднем на 5-10 тысяч человек и, как следствие, переполненность школ (от 35 до 45 учеников в классах).
  • Включение в образовательный процесс детей-инофонов, составляющих 3-5% обучающихся.
  • Перегрузка педагогов, а значит – объективные трудности в обеспечении индивидуального сопровождения каждого обучающегося.
  • Наличие проблем взаимодействия с родителями-мигрантами в вопросах достижения необходимого уровня качества образования.

В связи с вышеизложенным перед методистами ГБУ ИМЦ Пушкинского района  стоят серьезные организационные и профессиональные задачи по адресному эффективному методическому сопровождению педагогов района,  обозначенные в Программе развития ГБУ ИМЦ «Методическая платформа педагогического сотрудничества».

Инструментами достижения нового качества образования, актуальными для Пушкинского района, в том числе выступают:

  • современная кадровая политика, предусматривающая возможности «вертикальной» и «горизонтальной» карьеры для мотивированного педагога;
  • укрепление системы эффективного взаимодействия внутри профессиональных педагогических сообществ;
  • использование существующих и развитие новых форм наставничества.

Все перечисленное выше позволяет еще раз утвердиться в мысли, что различные виды проектной деятельности наиболее эффективны для решения задач адресного методического сопровождения педагогов в данных конкретных условиях.

На наш взгляд, проекты в системе повышения квалификации хороши тем, что они, имея конкретные сжатые или продолжительные сроки реализации, всегда нацелены на решение актуальных задач.  Как правило, количество участников проекта   не превышает 30 человек, что позволяет кураторам проекта неформально оценить участие в нём каждого. При этом проект – весьма гибкая форма работы, позволяющая очень быстро откликаться на запросы аудитории.  Мы не привязаны к четко прописанной программе, мы мобильны и открыты, то есть, легко готовы менять аудиторию ИМЦ на школьный класс, музейное пространство, спортивный зал, кабинет психолога или уходить в дистанционный формат. В зависимости от запроса аудитории в качестве наставников и тьюторов с ней могут работать абсолютно разные люди, профессиональные компетенции которых полезны в данный конкретный момент. Следовательно, эта форма методической поддержки в наибольшей степени позволяет осуществлять адресное взаимодействие, отвечая индивидуальному запросу участника проекта.

Опрос педагогов нашего района показал, что такая форма непрерывной профессиональной подготовки педагогических кадров наиболее востребована среди молодых педагогов до 30 лет. Статистика дает нам следующие цифры, полученные при опросе участников различных проектов, реализуемых ГБУ ИМЦ Пушкинского района в последние два года: педагоги до 30 лет –  41 %, до 40 лет – 29%, до 50 лет – 18%, до 60 лет – 10%, свыше 60 лет – 2%.

В настоящее время ГБУ ИМЦ Пушкинского района реализует пять проектов, два из которых существуют уже восемь лет (электронная педагогическая газета «ПеЛиКАН» и «Учитель 21 века»), два рассчитаны на год в соответствии со своими целями и задачами – это проект «УниКУМ» (универсальная команда управленческого мастерства – для административных  команд ОУ) и «Эрудит», проект, посвященный Году науки и технологий. Этот проект дает возможность диссеминации профессионального опыта, способствующего решению педагогических проблем в организации работы с талантливыми, одаренными и мотивированными детьми.

Пятый проект «МЕТРО-21» (Методический Ресурс Обновления) реализуют молодые методисты, руководители новых для Пушкинского района методических объединений – наставников и классных руководителей. Эти направления для образовательной системы района крайне важны. Программа развития ГБУ ИМЦ ориентирована на формирование в рамках реализации национального проекта «Образование» и федерального проекта «Современная школа» новых сетевых сообществ в педагогической среде, на системную работу по подготовке кадрового резерва, развитие института наставничества, создание механизмов многовекторной методической помощи учителям. Подтолкнула нас к созданию этого проекта ситуация, вызванная пандемией коронавируса (Covid-19). Она затронула все сферы нашей жизни, способствовала актуализации новых форм и технологий работы, включая удаленный доступ и занятость населения в домашних условиях. Система образования одной из первых столкнулась с глобальными изменениями и острой необходимостью развития дистанционных технологий обучения как детей, так и взрослых.

Поэтому мы поставили перед собой задачу по созданию проекта, который бы соответствовал современным реалиям, то есть он должен быть адаптированным под любые условия школьной жизни. В нем должны сочетаться как элементы дистанционного обучения, сопровождения, что в полной мере проявлено в подпроекте, который реализуется на телеграм-канале «Учить нельзя сдаваться», так и очные встречи с педагогами, если позволяет эпидемиологическая обстановка в стране, что претворено в жизнь в подпроекте дискуссионный клуб «Педагогический УКСУС».

Проект реализуется с января 2021 года и сейчас охватывает следующие группы педагогических работников: молодые педагоги, наставники, опытные учителя-предметники, классные руководители.

Цель проекта «МЕТРО-21»:

создание нового педагогического сообщества, включающего в себя все группы педагогических работников на основе вариативности и адресности непрерывного повышения квалификации.

Задачи проекта:

1. Способствовать развитию коммуникативных связей между разными группами педагогов:

  • развитие творческих профессиональных компетенций педагога с помощью современных digital технологий (телеграм-канал);
  • вовлечение всех участников педагогического сообщества в педагогический диалог, способствующий индивидуальному адресному творческому развитию педагога.

2. Создание методической продукции для педагогов по актуальным проблемам с использованием информационных технологий, способствующей:

  • адаптации педагогов к широкому медийному пространству современной школы;
  • повышению инновационной культуры педагогов, их готовности использовать ресурсы медиа-пространства в образовательном процессе;
  • созданию условий для непрерывного повышения педагогической квалификации;
  • созданию условий для популяризации наставничества, а также для позиционирования лучшего опыта наставничества в образовательной среде;
  • подготовке условий для организации работы по созданию дорожных карт совершенствования профессиональных компетентностей педагогов в конкретных школах района;
  • содействию профессиональному росту педагогов района с помощью внедрения национальной системы учительского роста (НСУР).

Схема проекта «МЕТРО-21»: Методический Ресурс Обновления

Поскольку основной состав участников нашего проекта – молодые учителя, наставники, классные руководители и педагоги-предметники, авторы проекта постарались составить схему взаимодействия всех участников, используя результаты опросов по выявлению профессиональных дефицитов и учитывая профессиональные запросы наших педагогов.

Получилась схема МЕТРО, где круговая зелёная линия – маршрут молодых учителей, для которых наиболее важно максимальное пересечение с другими категориями педагогов, интенсивная коммуникация с наставниками, предметниками и классными руководителями. Начало круговой линии на станции «Адаптивная», затем против часовой стрелки «Коммуникативная», «Игровая», «Современный урок», «КПДI -II», «Креативная», «Продуктивные традиции», «Диалог увлечённых» – названия говорят сами за себя. С молодыми педагогами методисты, наставники, психологи работают над развитием коммуникативных навыков, проводят методические игры, анализируют конструктор современного урока. На следующем этапе, когда уже сформировано представление об организационных и содержательных составляющих профессиональной деятельности, можно перейти к «подсчету коэффициента полезного действия» КПД (I), то есть к оценке качества, а затем и к участию в конкурсе педагогических достижений – КПД (II). Для потенциальных участников профессиональных конкурсов и для поддержания мотивации обязателен «тренинг креатива» – интерактивный формат станции «Креативная» реализует этот запрос. Завершают маршрут семинары по продуктивным педагогическим традициям и профессиональные дискуссии на выявленные в процессе обучения темы.

С классными руководителями молодые учителя встречаются на станциях «Коммуникативной» и «Креативной» – у этих категорий учителей общие потребности и запросы именно в этих направлениях работы. С предметниками круговая линия стыкуется на «Адаптивной» и «КПД». Это тоже не случайно – школьное предметное методическое объединение первым начинает работу с молодым учителем, и адаптация к школьной жизни происходит сначала на предметной основе. Мнения начинающих и опытных педагогов должно совпадать в критериальной оценке эффективности учебных занятий. С наставниками в проекте зелёная линия пересекается сначала на станции «Современный урок», потому что грамотные рекомендации и личный пример наставника помогут молодому учителю подготовить продуманный, полноценный урок. Затем – на станции «Диалог увлечённых», так как нет ничего более захватывающего в педагогической деятельности, чем продуктивный обмен мнениями профессионалов, которые размышляют о своём предмете или о технологиях его преподавания.

Красная линия наставников начинается со станции «Азбука наставников», где идёт разговор о нормативно-правовой, организационной, содержательной основе наставничества, затем станция «НАНО» (наставник: новый отсчёт) – реальная возможность познакомиться с разноуровневыми моделями наставничества и формами их реализации. Далее – «Психологический факультет», который сориентирует в построении коммуникации с наставляемыми. Следом – «Диалог увлечённых»: делимся опытом и учимся друг у друга, потом «Проектировочная-сортировочная» – отбираем наиболее успешные модели наставничества, далее «АТТИКА» – аттестация и комплексный анализ, «Современный урок», и конечная – «Петербургский форум» – обобщаем опыт и учимся новому.

Синяя линия – классные руководители. Начинается она станцией «Ярмарка идей» – генерируем идеи воспитания человека, ценящего мир, в котором он живёт, гуманного и трудолюбивого, отвечаем на вопрос: «В чем суть современной программы воспитания?» Затем станция «Патриотическая» – приоритетное направление воспитательных программ школ, в котором должны найти отражение эффективные традиции и новации патриотического воспитания. Станции «Креативная» – «АТТИКА» – «Проектировочная-сортировочная» – для классных руководителей ориентированы на обновление методического арсенала, поиск необходимых инструментов для получения эффективного результата работы с обучающимися. Далее – «Коммуникативная», без которой невозможно выстроить эффективное общение в образовательной среде. Две станции – «Родительский ценз» и «Набережная здоровья» – предложены участниками проекта. Особенности работы с родителями в условиях современной школы и технологии здоровьесбережения всех участников образовательного процесса выделены как актуальные для рассмотрения.

Сиреневая линия – педагоги-предметники. Маршрут для опытных педагогов со стажем, поэтому логично начать со «Стратегической», определив вектор развития, затем перейти к «Экспериментальной», поставив перед собой профессиональные задачи в режиме обновления. Особое внимание уделить тренду времени – «Проспект цифровизации». Далее важные для всех групп педагогов в контексте вводимых новаций – «КПД», «АТТИКА», «Проектировочная-сортировочная», «Адаптивная». И три станции предоставляющие возможности диссеминации профессионального опыта в разных форматах: «Учительский клуб», «Эффективные новации», «Наш ПеЛиКАН».

А теперь подробнее о подпроектах дискуссионный клуб «Педагогический УКСУС» и телеграм-канал «Учить нельзя сдаваться».

Дискуссионный клуб «Педагогический УКСУС»

В настоящее время в отечественной педагогике существуют различные новаторские методические подходы и сложившиеся педагогические практики, широко используемые учителями.Однако и педагогические традиции актуальны и востребованы.

Педагогические традиции наставничества и воспитания не только бережно сохраняются в современной школе, но интенсивно обновляются и углубляются, переформатируются понятия, меняются местами объекты и субъекты наставничества и воспитания. Поэтому в условиях быстро меняющегося мира от учителя требуется создание новых творческих форм в своей работе. Креативность учителя способствует применению новых нестандартных инновационных способов при осуществлении его педагогической деятельности. Это ведет к логическому выводу, что творческий подход в работе современного педагога крайне необходим. Адресная коммуникация является не только важным компонентом при взаимодействии учителя и ученика, но и при общении, обмене опытом и информации между различными педагогическим сообществами в рамках одной школы, нескольких школ, района, города, страны.

В ходе проведенного в 2020 году районного исследования были выявлены школьные клубы, решающие внутренние вопросы и отвечающие поставленным целям конкретных школ, но не было выявлено сообщества, объединяющего учителей в пределах Пушкинского района.

А что может стать точкой объединения? На чем можно построить эту работу? Культурный код педагога, который является частью образовательной системы Санкт-Петербурга и воплощает свои педагогические идеи на благодатной почве Царского Села.

Педагогический УКСУС – дискуссионный клуб литературно-кинематографической направленности, опирающийся на теоретические и практические изыскания отечественной и зарубежной педагогики, объединяющий учителей Пушкинского района.

Прослеживая этимологию названия дискуссионного клуба, можно заключить, что, во-первых, название связано с одним из древнейших продуктов – уксусом, уникальным в своем роде и незаменимым в хозяйственных нуждах человека. Уксус и консервирует, и оттеняет вкус, и дезинфицирует, и смягчает, и растворяет. Соответственно, переводя название на метафорический язык, – это тот самый инструмент, который должен быть в арсенале современного учителя.

Во-вторых, название состоит из аббревиатуры, состоящей из первых букв фамилий выдающихся деятелей отечественной и зарубежной педагогики, внесших вклад в развитие образования: С.В. Уваров, К.Д. Ушинский, Я. Корчак, Г. Кершенштейнер, Н.К. Крупская, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, С.Л.Соловейчик.

В-третьих, поскольку одна из целей проекта – объединение учителей, применяющих творческие подходы в решении образовательных проблем, УКСУС является связующим компонентом, который в ходе дискуссии членов клуба позволит эффективно растворить («размягчить») проблемные зоны отечественной педагогики. Следует отметить, что апробированные педагогические приемы («замаринованные») хороши, однако, перед участниками клуба ставится задача найти современные пути преодоления образовательных конфликтов и препятствий, обращаясь непосредственно к индивидуальности ученика.

В-четвертых, слоган «острые мысли – яркие образы» отражает идею и вектор функционирования клуба, направленный к развитию профессионального творчества каждого участника клуба, то есть напрямую реализует идею адресного профессионального творческого пробуждения.

Таким образом, мы можем заключить, что ведущей целью проекта является формирование на основе изучения культурологических ценностей педагогического сообщества, ориентированного на совершенствование профессионального мастерства.

Реализуемый проект актуален, так как в настоящее время на формирование культуры педагога влияет множество факторов, в том числе информационная культура, среда. Духовная культура личности, в данном случае учителя, включает в себя нравственные ценности, социальные нормы, образцы поведения, которые отображены в литературе и кинематографе. В современном обществе кино играет очевидно большую роль. Нередко в разговорах о кино используются такие понятия, как «массовое кино», не требующее вдумчивого отношения к себе, абсолютно понятное, легкое; «другое кино» – искусство не для всех, нагруженное большим количеством смыслов, тщательно сокрытых, требующее компетентного и образованного зрителя. При этом остается совершенно не ясным кто, где, когда и как формирует подобного компетентного зрителя – учителя. Желание видеть в учителе человека компетентного, умеющего качественно и корректно самостоятельно смотреть и анализировать кино, перенимая и продуцируя опыт на свою работу, предполагает наличие в государственном, социальном масштабе соответствующих предпринятых образовательных шагов, которые, как мы убеждены, должны затрагивать и систему общеобразовательной школы, поскольку высокообразованный и духовно развитый учитель успешно формирует личность ученика.

Одной из отличительных черт дискуссионного клуба «Педагогический УКСУС» является его литературно-кинематографическая ориентированность, поскольку неотъемлемой частью духовной сферы жизни общества является литература и кино. Их эволюция осуществляется в контексте социокультурного развития.

Уверены, что в сознании каждого из нас есть свой личный, неповторимый образ педагога из реальной жизни, кино или литературы. Хотелось бы вспомнить известного героя, но современный кинематограф, к сожалению, не изобилует яркими, а главное — вдохновляющими образами учителей.

Бесспорно, учитель стал чаще появляться на экране, нежели 10 лет назад, но он, к сожалению, перестает быть демиургом, творцом нового поколения.

В предыдущие десятилетия советские фильмы об учителях были достаточно широко представлены на отечественном кино- и телеэкранах. К сожалению, современный российский кинопрокат и телевидение изобилуют большим количеством западных (американских) фильмов. Что касается советского кино, то широкому современному зрителю – молодому учителю, оно практически неизвестно. Произведения кинематографистов 20 века, посвященные школьной тематике, трудно встретить на широком экране, пожалуй, только телеканал «Культура» демонстрирует сегодня фильмы А. Герасимова, А. Гайдара, И. Фрэза, Г. Полока, В. Меньшова, Р. Быкова и др. В силу вышеприведенных обстоятельств, актуальность данной тематики может аргументироваться необходимостью расширения представления о культуре современного учителя на примере развития не только зарубежного, но и отечественного кинематографа и, в частности, фильмов школьной тематики.

В процессе разработки тем семинаров анализируются различные исследовательские мнения и оценки, изложенные не только в художественных, публицистических изданиях, но и в научной, специальной, методической литературе.

Проект «Педагогический УКСУС» был адресован молодым специалистам, являющимся участниками районного проекта «Учитель XXI века». Однако за 2021 год аудитория слушателей семинара увеличилась, т.к. к участию в дискуссиях были приглашены классные руководители ГБОУ школы № 638, председатели МО наставников школ Пушкинского района, учителя школ. Таким образом, мы можем сделать вывод, что разноуровневый состав участников клуба (молодой учитель, опытный учитель, классный руководитель, наставник) обусловлен живым обсуждением актуальных профессиональных тем и вопросов современной педагогики в пределах работы семинара.

На данный момент в рамках проекта «Педагогический УКСУС» проведено 5 мероприятий:

2 семинара в дистанционном формате на платформе Zoom:

  • «Тенденции и основные направления воспитательной работы: от общего кконкретному»;
  • «Воспитательная работа в школе: обязанности педагога и классного руководителя на разных этапах развития российской образовательной системы».

3 семинара в очном формате на базе ГБОУ школы № 638 Пушкинского района Санкт-Петербурга:

  • «Классный руководитель в России: история становления, этапы, развитие»;
  • «Учитель в кино»;
  • «Азбука учителя».

Семинары состоят из двух частей: теоретическая часть и практикум.

Теоретическая часть включает в себя ознакомление с педагогическими терминами, понятиями, педагогическими деятелями, литературным и кинематографическим достоянием отечественной и зарубежной культуры, которые составляют лексический минимум учителя.

Практическая часть предполагает работу в группах (группа молодых специалистов, группа классных руководителей, группа наставников и т.д.), обмен педагогическим опытом, обсуждение актуальных вопросов педагогики (в соответствии с поставленной задачей перед группой).

В ходе проведенного опроса среди учителей Пушкинского района было выявлено, что проект служит импульсом к развитию творческого потенциала каждого педагога; обеспечивает возможности  свободного профессионального общения; создает условия  для обогащения методического арсенала учителя; формирует представления о  современных тенденциях развития литературы и кинематографа; разрабатывает составляющие культурного кода педагога петербургской школы; создает условия для восполнения имеющихся профессиональных дефицитов в  урочной и внеурочной деятельности педагога, классного руководителя, наставника.

Телеграм-канал «Учить нельзя сдаваться»

Современные технологии активно проникают в российскую школу, модернизируя образовательный процесс. Цифровая грамотность педагога подразумевает не только владение основными видами цифровых навыков, но и умение общаться в виртуальной среде, то есть – медиаграмотность. Учитывая необходимость использования технологических инноваций, было принято решение создать телеграм-канал «Учить нельзя сдаваться» для учителей, готовых участвовать в диалоге и обмене педагогическим опытом.

Слоган телеграм-канала «Учить нельзя сдаваться»«Мы покажем, где запятая стоит».

Согласно информации из Википедии, Telegram – кроссплатформенная система мгновенного обмена сообщениями (мессенджер) с функциями VoIP, позволяющая обмениваться текстовыми, голосовыми и видеосообщениями, стикерами и фотографиями, файлами многих форматов. Также можно совершать видео- и аудиозвонки, организовывать конференции, многопользовательские группы и каналы.

Количество пользователей сети увеличивается каждый день – по данным Mediascope, в июле 2021 года месячная аудитория Telegram составила почти 38 млн пользователей старше 12 лет. Telegram занял второе место по популярности среди мессенджеров в стране. Таким образом, мы можем резюмировать, что данная платформа доступна, популярна, проста в использовании.

Tелеграм-канал является отличной площадкой для обмена опытом и мнением специалистов одной области, способствует повышению квалификации и расширению кругозора пользователей. Стоит отметить, что канал достаточно легко вести, главное – это энтузиазм, авантюризм, в хорошем смысле слова, позитивный авантюризм и любопытство. Под каждой новостью, если открыта такая функция, можно оставить комментарий, таким образом, в полной мере обеспечена обратная связь. Каждая новость сопровождается хэштегом (ключевое слово или несколько слов сообщения), используемым в микроблогах и социальных сетях для облегчения поиска сообщений по теме или содержанию. То есть, если какая-либо тематика канала вас заинтересовала, вы можете нажать на хэштег, и перед вами откроются все аналогичные новости. Кроме хэштегов, которые очень удобны для навигации по каналу, можно добавить интерактив в виде опроса или опроса-викторины.

Канал состоит из множества рубрик (первый год реализации подпроекта – это этап поиска, формирования максимально востребованного пользователями содержания), поэтому какие-то были потеряны, потому что стали неактуальны, какие-то появляются и исчезают, если мы видим, что интерес к ним упал. Таким образом, это подтверждает, что мы – ориентированная на потребителя площадка, готовая меняться и совершенствоваться по запросам. Каждая рубрика на нашем канале продумана до мелочей: «Зачем? Для чего? Для кого?»

На данный момент активно функционируют следующие рубрики:

#Методическая_копилка, где представлены инструменты для решения образовательных задач: делимся действительно полезными материалами для бурных уроков и спокойных перемен.

В данной рубрике мы рассказываем об эмоциях и поясняем, как с ними справиться, показываем открытые уроки коллег, говорим об эмоциональном комфорте ребенка на уроке, проводим экскурсию в инновационные школы других стран, делимся опытом россиян, которые создали свои школы, обмениваемся лайфхаками эффективного общения с современными родителями и многое другое.

По результатам проведенного опроса, «методическая копилка» является самой популярной и любимой рубрикой.

#Классный_классный – содержит интервью с классными руководителями о трудностях и радостях школьных будней, и еще немного об «отцах и детях» цифровой эпохи.

Пока в этой рубрике только одно интервью с победительницей районного конкурса педагогического мастерства в номинации «Классный руководитель общеобразовательного учреждения», но такая волнующая тема, как классное руководство, красной нитью проходит в остальных рубриках и интервью.

#Тренерский_состав состоит из мастер-классов от ведущих учителей, наставников, методистов района.

#Наш_Гость – рубрика посвящена героям нашего района, времени и просто хорошим людям, неравнодушным к школьным проблемам.

Одна из функций Телеграма – подкастинг, то есть создание и распространение звуко- и видеофайлов. Согласно информации с сайта Википедия, по форме подкасты похожи на радио- или телепередачи, но существуют в виде файлов или потокового мультимедиа, которые можно проигрывать в удобное для слушателя время и в любом месте с помощью интернета.

Используя данную функцию, мы берем интервью у интересных людей, готовых поделиться своим опытом.

В настоящий момент на канале созданы два подкаста, но поскольку рубрика востребована, планируем её расширять. А подкасты с молодыми педагогами было решено выделить в отдельную рубрику.

#Голоса_молодых – это очень воодушевляющие интервью с молодыми педагогами района, участниками районного проекта «Учитель XXI века», где они рассказывают о себе, о становлении в профессии, о первых шагах в школьном мире. Также мы берем интервью у детей младшего, среднего и старшего звена, которые позволяют взглянуть на проблемы школы с новой, порой необычной стороны. Мы полагаем, что наставничество — это не обязательно связь опытный учитель – молодой учитель. В современном мире опыт не всегда равен цифре, то есть количеству прожитых лет.

#Педагогический УКСУС – проект, который реализуется на просторах нашего канала и ГБОУ школы № 638 Пушкинского района Санкт-Петербурга. В рамках очной реализации дискуссионного клуба «Педагогический УКСУС» была введена рубрика с одноименным названием – «Смотреть или читать? Вот в чем вопрос!»

#Урок_для_учителя – эта рубрика состоит из недельного предметного марафона. В течение недели мы публикуем полезную информацию, которую можно применить на уроке. Наш проект является практикоориентированной системой, где каждый найдет себя в качестве наставника и наставляемого. Поэтому и была придумана данная рубрика, в которой подписчики канала, могут участвовать в создании тематической недели по своему предмету, рассказать и показать, что интересно педагогу, раскрыть предмет со своей профессиональной стороны, обратить внимание на то, что может пригодиться в работе коллегам. На данный момент у нас было три тематические недели: по математике, английскому языку, истории и обществознанию. И мы не собираемся на этом останавливаться.

#Викимапия_Пушкина – своеобразная визитная карточка района, посвященная интересным местам нашего города. В данной рубрике мы реализуем национально-региональный компонент государственного стандарта, основанного на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции. К тому же, в нашем районе много педагогов, приехавших из других регионов, мы стремимся познакомить их с новым местом жительства, сформировать их локальную идентичность.

#Учителя_тоже_люди – рубрика всецело посвящена жизни учителя вне школы. Главными элементами, определяющими личность учителя, принято считать профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Но за всем этим стоит конкретный человек, который, придя домой с работы, хочет отдохнуть и расслабиться.

Выдающийся отечественный педагог В.А.Сухомлинский говорил, что «…важнейшее условие духовного роста педагога – это прежде всего время, свободное время учителя». Практически у каждого учителя есть свое хобби, которое помогает отвлечься от работы, переключиться на другую, отличную от преподавания, деятельность. Это и шитье, вязание, рисование, танцы, фигурки из папье-маше и даже строительство домов.  Вы удивитесь, насколько талантливы учителя вне своей профессии.

Именно поэтому была создана рубрика о хобби, сериалах, кулинарии, спорте, праздниках. Обо всем, что не чуждо учителям.

#Большая перемена и #забавы_ради – рубрики о забавных и смешных историях из жизни учителя.

Чтобы скрасить шумные перемены и суетливые будни учителей, мы подготовили подборку курьезных случаев, смешных комментариев и забавных рисунков от их же учеников.

#Педньюс – эта рубрика освещает новости педагогического мира, мира образования и просто интересные факты.

Безусловно, в Телеграме существует большое количество новостных каналов, в том числе про образование и воспитание. Мы же выбираем, на наш взгляд, самые интересные, актуальные и ориентированные на людей нашего района новости.

#Звезды_зажигают_для_учителей – неземная рубрика, где наш звездный эксперт Пенелопа Звездочетовна делится гороскопами, которые, между прочим, всегда сбываются.

Вот уже почти год мы ведем телеграм-канал, количество подписчиков неуклонно растет, количество комментариев и благодарных отзывов тоже. Нас слушают и читают все: директора школ, их заместители, учителя-предметники, начинающие учителя, методисты, психологи, социальные педагоги.

Основная цель телеграм-канала – наладить взаимосвязь между образовательными организациями района. К сожалению, работая в одной сфере, в одной районной образовательной системе, мы не всегда имеем возможность узнать, что происходит в других школах, какие интересные проекты они реализуют, какие замечательные профессионалы в них работают. Благодаря нашему проекту у педагогов появились новые ресурсы обновления, реальные возможности осознанно, предметно, креативно и глубоко учиться друг у друга. Поэтому мы не сомневаемся, что в ключевой фразе – слогане «Учить нельзя сдаваться» – участники проекта сумеют правильно поставить запятую.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  1. Создание прогрессивного педагогического сообщества на основе вариативности и адресности повышения квалификации.
  2. Развитие коммуникативных связей между разными группами педагогов, вовлечение всех участников в профессиональный диалог с помощью digital технологий, способствующий профессиональному развитию педагога.
  3. Обеспечение условий для обобщения и распространения передового педагогического опыта педагогов-наставников.
  4. Создание методической продукции способствующей адаптации педагогов к широкому медийному пространству и создание условий успешной самореализации педагогов.

Предварительные итоги проекта «МЕТРО-21»

Формируется новое педагогическое сообщество, которое уже сейчас насчитывает 134 человека. Это педагогические работники разных специализаций, нацеленные на диалог, креативность, поиск. Участники нашего проекта отмечают, что проект способствует:

  • улучшению психологического климата в образовательной организации внутри педагогического коллектива, связанного с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства (для участников проекта проводят обучающие семинары и мастер-классы психологи, которые обучают коллег технологиям, помогающими в работе с родителями, с учениками с девиантным поведением,  а также способствующим  налаживанию контактов и связей внутри школьного коллектива и между педагогами разных ОУ района: за период с января 2021 года проведено четыре занятия с психологами ГБУ ДО ЦППМСП);
  • появлению разнообразных продуктивных форм наставничества, и это не только классические варианты опытный педагог-молодому, педагог – обучающемуся и обучающийся – обучающемуся, но и молодой педагог со стажем более 3-х лет-молодому педагогу (сформирован банк данных), молодой педагог – опытному педагогу, обучающийся – педагогу, педагог – родителю и родитель – педагогу, студент – обучающемуся, преподаватель ВУЗа – школьному учителю или ученику и т.д. (УО Пушкинского района №№ 297, 335, 403, 407, 408, 409, 449, 464, 638);
  • закреплению молодых педагогов в профессии (в текущем году из школы выбыл только один педагог Тартанес Виктория ОУ № 604 – перешла на тренерскую работу);
  • вовлечению в наше сообщество педагогов возраста 50+ и 60+ (не менее 30 человек), которые готовы творчески сотрудничать с нами и выступать как в роли наставников, так и наставляемых;
  • увеличению количества педагогов, стремящихся участвовать в различных профессиональных конкурсах (заявки на участие в районном этапе конкурса педагогических достижений в трех номинациях уже подали 25 человек);
  • формированию открытого педагогического сообщества на основе содружества и диссеминации профессионального опыта (2021 год – семинары в ОУ №№ 335, 403, 406,500, 604, 638).